RU
UA
/
Официальный представитель Meyer Sound в Украине компания SoundHouse
ТЕХНИЧЕСКИЙ ОБЗОР

Meyer Sound ULTRA-X40
Широкоугольная акустическая система

Журнал Lighting&Sound America, февраль 2020 г.
Автор: Марк Джонсон
Оригинал обзора

Оборудование:
ULTRA-X40, 750-LFC
Когда в 1980 г. компания Meyer Sound представила модель UPA-1 никто не мог и подумать, что она станет культовой и одной из наиболее часто копируемой акустической системой. Она стала первым вестником концепции создания массивов благодаря трапециевидной конструкции корпуса и другим инновациям, которые сегодня применяют практически все производители.

На заре своей карьеры мне посчастливилось работать звукорежиссером на концерте с системами UPA и они оставили незабываемые впечатления и ощущения у меня в голове. Я тогда работал приглашенным звукорежиссером для выступления блюграсс-группы на корпоративе в Зале масонов в Сан-Франциско. Когда я приехал на площадку, я увидел какой-то куцый кластер акустических систем над сценой. Ни названия самих систем, ни бренда снизу видно не было, так что я спросил представителя зала. Он ответил, что это UPA от Meyer Sound, которые разрабатывают и производят на другой стороне залива в Беркли, Калифорния. Я высказал свои опасения, что этой системы будет недостаточно для адекватного озвучивания зала, но в ответ услышал, что больше ничего не будет. Концерт показал, что мои опасения были абсолютно беспочвенны, и по возвращению в Нэшвиль, я всем своим коллегам рассказал об этих замечательных системах с высокой мощностью в компактном корпусе. На тот момент у меня вылетели из головы и название бренда и модель. Дело было в 80-е, так что "погуглить" еще было нельзя, поэтому я стал внимательно следить за публикациями, рекламой и описаниями выполненных проектов или концертов в поисках интересовавшей меня системы.

Наконец-то соответствующая реклама попалась мне на глаза, и я сразу же поделился ею со своими коллегами. Я связался с производителем и попросил прислать мне систему для демонстрации. В то время их ближайший дилер находился в Остине, штат Техас, и он прислал на мой адрес в Нэшвиле четыре UPA-1 и два саба USW. В результате этот демонстрационный комплект мы и купили.

Новый парень в городе

На тот момент эти модели вместе со сценическим монитором UM-1 составляли серию Ultra. Со временем появились новые версии этих моделей, а в 90-х все они стали активными. Тем не менее, модель UPA до недавнего времени оставалась в линейке продуктов Meyer Sound до появления модели преемницы.

Пользователи говорили, а специалисты Meyer Sound внимательно слушали. Хотя UPA имела очень много положительных характеристик и параметров, время не стоит на месте, а новые разработки и технологии дают возможность достичь гораздо более высоких результатов. Технологии постоянно развиваются и открывают новые возможности по улучшению качества и мощности звука.

Акустическая система ULTRA-X40, которую представили в начале 2019 г., стала воплощением прогресса за более чем десять лет. За это время было проведено множество консультаций с пользователями систем в разных условиях и вариантах применения, что позволило не только собрать положительные отзывы, но и выявить моменты, которые нуждаются в улучшении В результате был составлен план изменений для создания нового продукта. Основными моментами стали уменьшение веса акустической системы, улучшение возможностей подвеса, а также добавление возможности поворота ВЧ-рупора. В плане акустики были поставлены следующие задачи: расширение АЧХ (и в высокочастотном, и в низкочастотном диапазоне), снижение уровня искажений, выравнивание АЧХ и ФЧХ, а также увеличение пиковой выходной мощности.

В конструктивном плане Ultra-X40 получила технологии, реализованные и опробованные Meyer Sound в таких успешных продуктах как LINA и LEOPARD. Компания задействовала весь свой опыт и инновации в акустических компонентах, усилительных модулях, блоках DSP, конструкции рупора, а также управлении направленностью, которая увеличивается ниже точки кроссовера.

В названии акустической системы Ultra-X40 увековечено 40-летие с момента основания компании Meyer Sound (продукт был представлен в 2019 г, а компания была основана в 1979 г.) и принадлежность самой модели к серии Ultra.

Ultra-X доступна к заказу в двух версиях: версия с широким углом раскрытия Ultra-X40 с поворотным рупором постоянной направленности 110° x 50° и узконаправленная версия Ultra-X42 с рупором постоянной направленности 70° x 50°. В нашем случае мы имеем дело с версией Ultra-X40.

Оригинальная модель UPA-1A (без встроенного усилителя мощности) весила 66 футов (29,94 кг). Активная версия UPA-1P весила 77 фунтов (34,93 кг). Новая модель Ultra-X40 весит 52 фунта (23,59 кг). Разница в весе значительная, особенно учитывая, что новая модель имеет встроенный трехканальный усилитель мощности (Class D, пиковая мощность 1.950 Вт). Ultra-X40 имеет максимальное постоянное потребление тока всего 1,3 А. Вся система упакована в относительно небольшой корпус с габаритными размерами 12.5" x 22" x 14" (318 мм х 567 мм х 356 мм) и весом меньше 24 кг, что на 9 кг меньше, чем ее предшественница UPA-1P и на 5 кг меньше, чем UPA-1A.

У Ultra-X40 заявлен рабочий диапазон частот в пределах 55 Гц — 19,5 кГц. Линейный пиковый уровень звукового давления составляет 132,5 дБ с крест-фактором 18 дБ на М-шуме (розовый шум на 130 дБ).

В акустической системе установлено два низкочастотных громкоговорителя 8" в концентрической конфигурации с одним компрессионным высокочастотным драйвером 3". Как утверждает Meyer Sound, концентрическая компоновка имеет больше преимуществ по сравнению с коаксиальной. Например, концентрическое расположение громкоговорителей позволяет снизить уровень искажений у низкочастотных и высокочастотных громкоговорителей. Коаксиальные конфигурации имеют известные проблемы с искажениями на высокочастотных драйверах, поскольку расположенная внутри НЧ-громкоговорителя горловина ВЧ-рупора не поддается полной оптимизации. Если же полностью отказаться от рупора, то движения диффузора низкочастотного громкоговорителя становятся причиной модуляции высоких частот, а это, в свою очередь, приводит к появлению эффекта Допплера. Если в коаксиальном драйвере все-таки присутствует рупор, то его конструкция является компромиссным решением между оптимальным размером и размерами, которые помещаются в конструкцию НЧ-громкоговорителя. Кроме того, в коаксиальных конфигурациях тепло, которое генерируется НЧ- и ВЧ-громкоговорителями суммируется и приводит к снижению общей мощности. При концентрической конфигурации громкоговорители не обмениваются теплом, поскольку между контакт ними отсутствует.

На коммутационной панели расположены трехконтактные гнезда XLR входа и сквозного выхода. Опционально можно заказать эту акустическую систему с пятиконтактными гнездами XLR для передачи сигнала RMS (система дистанционного мониторинга Meyer Sound). Пара гнезд для подключения RMS расположена в нижней правой части коммутационной панели. Утопленный переключатель mute расположен слева от портов RMS. Здесь же расположены кнопки идентификации и индикатор контрольного сигнала для облегчения обнаружения и идентификации акустической системы в сети RMS. Чтобы воспользоваться преимуществами дистанционного мониторинга RMS требуется программное обеспечение Meyer Sound Compass RMS. Индикаторы показывают включение питания и срабатывание лимитера. Имеется два индикатора "limit" – для ВЧ и НЧ каналов усиления.

Питание на систему подается через гнездо powerCON 20, рядом с которым имеется гнездо для подключения следующей системы. Ultra-X40 оснащена системой автоматического определения рабочего напряжения сети питания IntelligentAC, которая позволяет подключать ее к сетям переменного тока с напряжением от 90 до 265 В, 50 Гц – 60 Гц.

Данная акустическая система имеет высокую степень энергоэффективности – ее ток покоя составляет всего 0,27 А/мс, максимальный долговременный (более 10 секунд) ток – 1,9 А/мс, а максимальный кратковременный (менее одной секунды) – 3,1 А/мс. Максимальный мгновенный пиковый ток составляет 6,9 А/мс, а пиковый пусковой ток составляет менее 20 А. На одну линию питания 15A 115 ВА можно подключить до семи систем Ultra-X40, а на линию 20 А – до десяти систем.

Корпус акустической системы выполнен из березовой фанеры и покрыт черной текстурной краской. Защитная передняя решетка выполнена из перфорированной стали и покрыта черной порошковой краской. Под заказ доступны другие цвета. Фронтальная решетка крепится четырьмя винтами (два сверху и два снизу) для облегчения и ускорения поворота рупора, который также крепится четырьмя винтами по краям. Чтобы изменить диаграммы дисперсии необходимо выкрутить эти четыре винта и повернуть его по часовой стрелке в положение 110° по вертикали и 50° по горизонтали. Примерно по середине корпуса на боковых и задней панели находятся пазы, по которым стекает вода при эксплуатации системы во влагозащищенном исполнении под дождем (с установленным чехлом от дождя и при условии, что громкоговорители направлены горизонтально).

Удобство применения

Возможность применения устройства в самых разнообразных конфигурациях и ситуациях является одним из ключевых критериев при оценке профессионального оборудования и Ultra-X40 была разработана в том числе с учетом применения в качестве дополнительной системы или в линиях задержки, основной системы в мобильных комплектах, в театрах, ночных клубах, в культовых сооружениях. В корпусе акустической системы предусмотрено 11 вставок под М8 и стакан 35 мм (с резьбой под М20) для установки на стойку для АС или штатив. Кроме того, имеются дополнительные монтажные аксессуары: акустическая штанга 35 мм; монтажная скоба; лира для подвеса; планка для подвеса нескольких акустических систем на одну точку; пластина для формирования горизонтальных и вертикальных массивов из нескольких систем Ultra-X40 (или 42). Все эти аксессуары предлагают множество вариантов подвеса или установки акустических систем. Как уже упоминалось выше, Ultra-X40 можно заказать в погодозащищенной версии для применения на улице.

Что я отметил сразу...

Когда я только получил пару систем Ultra-X40, я их сначала установил у себя дома и слушал на низкой и средней мощности. Меня поразила расширенная АЧХ в высокочастотном диапазоне. Стоит отметить, что с развитием технологий, конструкции и производства грань между акустическими системами для обычного применения и применения в условиях с повышенными требованиями, например, в звукозаписи, размывается.

У UPA ручки были утоплены в корпус по бокам. В Ultra-X40 инженеры Meyer Sound весьма разумно использовали металлические ручки как на рэковых усилителях в верхней и нижней части задней панели системы. Они прекрасно подходят для переноски системы в одиночку и с напарником. Не знаю было ли это сделано специально или интуитивно, но я использовал нижнюю ручку чтобы организовать кабели при подключении.

Лучшие планы…

Несколько человек с моей основной работы захотели послушать Ultra-X40, и мы определили ближайшее мероприятие, на котором это можно было бы организовать. Я привез системы на работу, и мы их установили. Мне порекомендовали их включать вместе с сабвуферами 750-LFC. По счастливой случайности пара этих сабвуферов была доступна у местного продавца оборудования. Мы поставили систему (гидравлические стойки нам очень помогли) и решили, что Ultra-X40 будут задействованы на аутфилах для озвучивания довольно большой площади на лужайке, где мы проводили уличный концерт. Я уже говорил, что я работаю в центральной Флориде, в Солнечном штате? В день монтажа все было нормально, на репетиции все тоже было отлично, а в назначенный день концерта дождь шел практически не переставая, поэтому его пришлось отменить. До назначенного дня концерта я не появлялся на площадке, так что мне не довелось услышать, как работает система.

Следующей возможностью услышать ее было мероприятие в зале церкви. На этот раз Ultra-X40 были поставлены в качестве портальной системы по одной на сторону для выступления трех авторов-исполнителей с акустическими гитарами перед аудиторией примерно 250 человек.

Во время выступления сигнал был в основном вокал (один женский и два мужских) и три акустические гитары. Ultra-X40 прекрасно справились с вокалом в плане качества передачи звука. Ничто не выпирало и всего было достаточно, звук был очень естественный – ровный, мощный и насыщенный (да, я знаю, звучит так, будто я описываю вкус вина или кофе.) Системы очень хорошо откликались на все манипуляции с эквалайзером.

Они обеспечили очень равномерное покрытие. Во время выступления я отметил глубину и ширину зала и был поражен равномерностью покрытия. Причем плотность звука от передних рядов к задним была практически одинаковой.

С различными вариантами установки и подвеса можно ознакомиться на сайте Meyer Sound.

Если вы ищете высококачественную акустическую систему, которую можно применять в самых разнообразных конфигурациях, то вы ее нашли! Система UPA ушла на покой, да здравствует Ultra-X40!
26 марта, 2020